11.04.2020 г. 6 класс
Русский язык
Тема урока: Сочинение-рассуждение.
Ребята! Для изучения данной темы предлагаю:
1. Изучить лекцию.
2. Написать сочинение-рассуждение по предложенной теме
Желаю успехов!
Лекция
Текст-рассуждение в русском языке
Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?
Пример:
Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.
Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?
Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.
Текст-рассуждение состоит из трех частей:
1. Тезис.
2. Доказательство.
3. Вывод.
Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
К примеру:
Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Например:
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.
По-моему, по утрам надо делать зарядку.
Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?
Например:
Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?
Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
На письме эти слова выделяются запятыми. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.
Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…
На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Вот поэтому я люблю ходить в школу.
«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.
Построение текста-рассуждения.
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
2. Составляю тезис.
3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.
4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
5. Записываю текст.
6. Проверяю текст.
7. Редактирую.
Работа над сочинением
Выполните упражнение 436.
Задания можно напечатать или написать от руки и отправить по электронной почте tkuzeleva8@gmail.com
ЛИБО
Отправить через classroom.google.com. (см. подробную инструкцию за 06.04.2020)
Срок сдачи упражнений 15.04.2020 г. до 18.00