14.05.2020 г. 6 класс
Русский язык
Тема урока: Безличные глаголы.
Ребята! Для изучения данной темы предлагаю:
1. Изучить лекцию.
2. Посмотреть видеоурок.
3. Выполнить упражнения, которые являются обязательными для контроля усвоения темы.
Желаю успехов!
Лекция
В русском языке есть большая группа глаголов, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица (или предмета). Они называются безличными.
В предложениях безличные глаголы обычно бывают сказуемыми, при которых нет и не может быть подлежащего:
По ночам подмораживало.
- Лодырю всегда нездоровится.
- С моря веет прохладой.
- За окном гремело.
Безличные глаголы и личные в значении безличных обозначают:
явления природы:светает, дождит, смеркается;
физическое и психическое состояние человека: нездоровится, лихорадит, мечтается, не верится;
состояния, связанные с представлением о судьбе, роке: мне не везёт в жизни;
чувственные восприятия, ощущения: пахнет черёмухой;
долженствование: всем надлежит исполнять законы;
бытие, существование: не было времени.
Система форм безличного глагола отличается от системы форм личного глагола.
Безличные глаголы употребляются только:
- в изъявительном наклонении –
- в форме 3-го лица ед. ч. настоящего времени: темнеет
или будущего времени: будет темнеть; - в форме среднего рода прошедшего времени: стемнело, вечерело, светало;
- в форме 3-го лица ед. ч. настоящего времени: темнеет
- в условном наклонении –
- в форме среднего рода: стемнело бы, рассвело бы скорее.
- в неопределенной форме: темнеть, начинает смеркаться.
ВАЖНО!
Безличные глаголы изменяются по временам.
Безличные глаголы имеют только форму 3-его лица единственного числа настоящего времени, форму среднего рода единственного числа прошедшего времени, имеют форму условного наклонения.
Безличные глаголы имеют постоянные категории: вид, спряжение, возвратность.
Безличные глаголы могут быть образованы от личных с помощью суффиксов -ся, -сь.
В безличном значении могут быть использованы личные глаголы.
В предложении безличные глаголы выступают в роли сказуемого, при них нет и не может быть подлежащего, следовательно, они употребляются в предложениях, в которых только один главный член – сказуемое.
Видеоурок
Работа по учебнику
- Выполнить упражнение 511.
Срок сдачи упражнения 16.05.2020 г.
Литиература
Тема урока: Новелла "Маттео Фальконе". Образ главного героя.
План работы:
1. Посмотреть ещё один видеоурок по новелле.
Для просмотра нажмите на картинку.
2. Письменно ответить на вопросы:
- Какое событие лежит в основе сюжета новеллы?
- Что ценят местные жители, земляки Маттео Фальконе, в жизни? Считают ли они убийство грехом?
- Как вы относитесь к поступку мальчика?
- Почему отец убил сына? Имел ли он на это право?
- Как вы считаете, можно ли оправдать убийство? Убийство всегда убийство или убийство убийству рознь?
Срок сдачи вопросов 19.05.2020 г.
Дополнительный материал
Ребята! Предлагаю вам посмотреть короткометражный художественный фильм по мотивам новеллы П. Мериме "Маттео Фальконе".