Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Учимся произносить звуки чётко и правильно
- Сначала вспомни, как правильно произносится трудный для тебя звук.
- Возьми зеркальце и попробуй повторить несколько раз этот звук, воспроизводя верные движения языка и губ.
- Назови слоги с этим звуком.
- Найди в учебнике или книге скороговорки на изучаемый звук.
- Произнеси скороговорку очень медленно, потом всё быстрее и быстрее.
- Старайся чаще произносить слова с трудным для тебя звуком. В тетрадь для тренировочных заданий запиши скороговорки, стихотворения, в которых звук повторяется.
Учимся читать без ошибок
- Прочитай текст медленно, тихим голосом.
- Подчеркни слова, которые было трудно читать.
- Объясни смысл, посмотри в Толковом словаре.
- Прочитай эти слова ещё раз сначала медленно, потом быстро.
- Прочитай весь текст быстро и громко.
- Тренируйся каждый день.
Учимся правильно ставить ударение
- Сначала необходимо выяснить смысл незнакомого для тебя слова. Для этого найди его в Толковом словаре. Из словарной статьи ты узнаешь, что обозначает это слово и на какой слог падает ударение.
- Произнеси слово несколько раз, выделяя голосом ударный слог.
- Напиши слово, выделяя ударную гласную красным цветом. Правильно произнеси слово несколько раз.
- Составь предложение с этим словом. Запиши его. Прочитай предложение несколько раз.
Учимся читать выразительно
- Внимательно рассмотри в тексте знаки препинания.
- Определи, какие паузы ты будешь делать (длинные или короткие).
- Каждую строчку читай, выделяя голосом знаки препинания.
Учимся понимать текст
- Прочитай текст.
- Все слова тебе понятны? Если какое-либо слово ты объяснить не можешь, то обратись к Толковому словарю.
- Подумай, о чём или о ком рассказывается в этом тексте.
- Какие вопросы в тексте ставит автор? Какие вопросы хотелось бы задать тебе?
- Предположи, о чём мог бы рассказать автор дальше.
Учимся придумывать рассказы
- Рассмотри внимательно сюжетные рисунки. Что на них изображено?
- Подумай, что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что может произойти после событий, изображённых на рисунке.
- Придумай название рисунку и рассказу.
Как выучить стихотворение
- Для того, чтобы выучить стихотворение наизусть, сначала медленно прочитай его.
- Мысленно, как на экране, представь те картины, которые ты увидел в стихотворении.
- Найди слова, которые тебе не совсем понятны. Загляни в Толковый словарь и посмотри их значение.
- Попробуй прочитать стихотворение наизусть, заглядывая, если нужно, в книгу.
- Прочитай несколько раз строки, которые плохо запомнились.
- Прочитай стихотворение выразительно.
Учимся сочинять небылицы
- Для того, чтобы сочинить небылицу, нужно вообразить себе картину, которую можно легко увидеть. Например: лето; в лесу много деревьев, растут грибы; звонко поют птицы.
А теперь представь, что всё перепуталась.
Лето. На деревьях растут вкусные булочки и ароматные хлебцы. Под деревьями можно увидеть облака, похожие на грибы. Подосиновики и подберёзовики несутся в сторону высокой горы...
- Придумай свою небылицу.
Как найти нужную книгу в библиотеке
- Посмотрите, какие в читальном зале есть тематические полки, к какому разделу можно отнести нужную книгу.
- Найдите в алфавитном каталоге букву, с которой начинается фамилия интересующего вас автора. Найдите его произведения и среди них то, которое вам нужно.
- Спросите у библиотекаря, есть ли нужная вам книга в библиотеке.
Пишем статью в школьную стенгазету
Как сделать стенгазету?
Определите в группе, какой теме будет посвящена стенгазета (как помочь животным зимой, спасите птиц или другое).
Решите, какие материалы вы поместите в газету: стихотворения, рассказы, научно-познавательные статьи, справочные материалы.
Распределите, кто какую работу по созданию газеты будет выполнять.
- Иллюстратор - делает рисунки для стенгазеты.
- Фотограф - фотографирует для стенгазеты, подбирает необходимые фотографии.
- Автор - пишет статьи в газету.
- Редактор - компонует собранный материал, исправляет ошибки.
Определите, имеется ли у вас достаточно информации для написания статьи "Как помочь животным в зимнее время".
Какие ещё источники информации вы будете использовать?
Как подготовиться к чтению по ролям
- Прочитайте текст, который вы выбрали для чтения по ролям.
- Определите, кто будет участвовать в этом мини-спектакле.
- Решите, что нужно будет передать при чтении (какие чувства, настроения).
- Подумайте, как это можно сделать (с помощью голоса, мимики, жеста, интонации).
- Попробуйте прочитать. Получилось ли у вас, что вы задумали?
- Внесите исправления.
- Прочитайте по ролям.
Как рассказать о произведении
- Кто автор произведения? Как оно называется?
- Кто герои произведения?
- Какие моменты запомнились?
- Что важного хотел сказать автор?
- Понравилось ли произведение или нет?
- Что именно понравилось в нём?
- Встречались ли другие произведения этого автора вам раньше?
- Захотелось ли вам прочитать другие произведения этого писателя?
Как составить план
- Прочитайте рассказ. Определите, сколько картин вы представляете в тексте рассказа.
- Разделите текст на части в соответствии с выбранными картинами.
- В каждой части выделите главные (опорные) слова. Назовите часть текста на основе предложений, выбранных в тексте, или придумайте заголовок сами.
- Так же поработайте с другими частями текста.
- Проверьте, не повторяются ли заголовки.
Сочиняем рассказ
- Подумайте, о чём бы вы хотели рассказать. Какова тема вашего произведения (о маме, весне, зиме, каникулах, празднике, поездке в лес, купании в речке)?
- Определите героев вашего рассказа.
- Подумайте, какой случай произошёл с вашими героями. Какие поступки они совершили? Объясните их поступки и поведение. Выскажи ваше мнение: кто из героев понравился и почему?
Как написать отзыв
-
Автор
-
Название произведения
-
Жанр (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
-
Главные герои (описание характера, оценка поступков, речи героев.)
-
Тема (о чём произведение) и основная мысль (что хотел сказать автор)
-
Запомнившийся эпизод, впечатление о произведении (что больше всего понравилось, какие события заставили задуматься и о чём, с кем из героев хотелось бы подружиться)
Как сочинить закличку
- Ты уже знаешь, что песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.
бабочке, зиме, солнцу, дождю, берёзе, весне, медведю - Подумай, с какой просьбой ты мог бы обратиться, что попросить. Например, у весны можно попросить небо чистое, звонкие капели, птичьи трели, талую водицу, весёлые лица, набухшие почки, первые цветочки.
Как сочинить докучную сказку
- Определи слова, которыми начнёшь и закончишь свою сказку.
Подумай, о ком ты будешь рассказывать: о сове, о дятле, о медведе.
Реши, что могло произойти с героями сказки. - Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в ней должна быть неожиданная концовка.
Как описать героя произведения
- Определи главного героя, назови его имя.
- Опиши его внешность, одежду.
- Опиши поступки, которые совершает главный герой.
- Ответь на вопросы
- Помогает ли ему кто-нибудь?
- Может быть, у него есть волшебная палочка или герой – помощник?
- Как автор относится к своему герою?
- Определи своё отношение к герою.
Учимся рассказывать по картине
- Рассмотри внимательно репродукцию картины или иллюстрацию.
Какое впечатление она на тебя произвела? Какие чувства вызвала?
- Прочитай название картины, имя и фамилию художника.
- Ответь на вопросы
- Что изображено на картине (подбери слова для описания)?
- Как расположены герои и предметы (композиция)?
- Какие цвета и оттенки преобладают?
- Какие чувства выразил художник?
- Определи своё отношение к произведению.
Как сочинить волшебную сказку
- Чтобы сочинить волшебную сказку, нужно вспомнить всё, о чём мы знаем:
особенности волшебной сказки;
построение сказки (присказка, зачин, концовка);
сказочные герои;
сказочные ситуации;
волшебные превращения;
сказочные помощники. - Надо решить, где и когда будет происходить действие (в стародавние времена, в современном мире, в будущем). От этого будет много зависеть: описание волшебных ситуаций, внешность героев и волшебных помощников.
- Самое главное - это определить характер, внешность, поступки внешних героев.
- Все события и сказочные ситуации, которые будут происходить в сказке, надо детально продумать, определить их последовательность, не забывая о троекратных повторах.
- Вопросы, которые могут помочь:
Какая беда случилась с героем (колдовство, похищение, преследование)?
Кто и как помогает герою?
Что происходит с героем, с какими врагами он сталкивается? (Надо не забыть о волшебных превращениях)
Чем заканчиваются приключения героя? - Надо определить, от чьего имени будет написана сказка.
- Желательно соотнести основную мысль сказки с пословицей или поговоркой.
Учимся пересказывать текст
Прочитать текст, обращая внимание на то, о чём рассказывается в начале,
как развиваются события дальше, чем текст заканчивается.
- Мысленно разделить текст на смысловые части (микротемы).
- Определить главное в каждой части. Отметить опорные слова или выражения.
- Перечитать по частям. Выразить своими словами, что является главным в каждой части.
- Рассказать товарищам в классе.
- Оценить качество своего пересказа. Найти ошибки, неточности.
- Рассказать ещё раз.
Что значит читать текст внимательно
- Видеть яркие слова персонажей и автора, создающие картины природы.
- Чувствовать слово с разными оттенками. Например, гремят или шумят;
-
ребята или ребятушки.
- Воссоздавать в своём воображении картины, ситуации, которые рисуются с помощью слова.
- Определять, с какой целью это слово употреблено в тексте.
- Правильно читать слово, передавать мысли и чувства, которые скрыты в нём.
Невредные советы читателям (Григорий Остер)