Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Учимся произносить звуки чётко и правильно
Сначала вспомни, как правильно произносится трудный для тебя звук.
Возьми зеркальце и попробуй повторить несколько раз этот звук, воспроизводя верные движения языка и губ.
Назови слоги с этим звуком.
Найди в учебнике или книге скороговорки на изучаемый звук.
Произнеси скороговорку очень медленно, потом всё быстрее и быстрее.
Старайся чаще произносить слова с трудным для тебя звуком. В тетрадь для тренировочных заданий запиши скороговорки, стихотворения, в которых звук повторяется.
Учимся читать без ошибок
Прочитай текст медленно, тихим голосом.
Подчеркни слова, которые было трудно читать.
Объясни смысл, посмотри в Толковом словаре.
Прочитай эти слова ещё раз сначала медленно, потом быстро.
Прочитай весь текст быстро и громко.
Тренируйся каждый день.
Учимся правильно ставить ударение
Сначала необходимо выяснить смысл незнакомого для тебя слова. Для этого найди его в Толковом словаре. Из словарной статьи ты узнаешь, что обозначает это слово и на какой слог падает ударение.
Произнеси слово несколько раз, выделяя голосом ударный слог.
Напиши слово, выделяя ударную гласную красным цветом. Правильно произнеси слово несколько раз.
Составь предложение с этим словом. Запиши его. Прочитай предложение несколько раз.
Учимся читать выразительно
Внимательно рассмотри в тексте знаки препинания.
Определи, какие паузы ты будешь делать (длинные или короткие).
Каждую строчку читай, выделяя голосом знаки препинания.
Учимся понимать текст
Прочитай текст.
Все слова тебе понятны? Если какое-либо слово ты объяснить не можешь, то обратись к Толковому словарю.
Подумай, о чём или о ком рассказывается в этом тексте.
Какие вопросы в тексте ставит автор? Какие вопросы хотелось бы задать тебе?
Предположи, о чём мог бы рассказать автор дальше.
Учимся придумывать рассказы
Рассмотри внимательно сюжетные рисунки. Что на них изображено?
Подумай, что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что может произойти после событий, изображённых на рисунке.
Придумай название рисунку и рассказу.
Как выучить стихотворение
Для того, чтобы выучить стихотворение наизусть, сначала медленно прочитай его.
Мысленно, как на экране, представь те картины, которые ты увидел в стихотворении.
Найди слова, которые тебе не совсем понятны. Загляни в Толковый словарь и посмотри их значение.
Попробуй прочитать стихотворение наизусть, заглядывая, если нужно, в книгу.
Прочитай несколько раз строки, которые плохо запомнились.
Прочитай стихотворение выразительно.
Учимся сочинять небылицы
Для того, чтобы сочинить небылицу, нужно вообразить себе картину, которую можно легко увидеть. Например: лето; в лесу много деревьев, растут грибы; звонко поют птицы.
А теперь представь, что всё перепуталась.
Лето. На деревьях растут вкусные булочки и ароматные хлебцы. Под деревьями можно увидеть облака, похожие на грибы. Подосиновики и подберёзовики несутся в сторону высокой горы...
Придумай свою небылицу.
Как найти нужную книгу в библиотеке
Посмотрите, какие в читальном зале есть тематические полки, к какому разделу можно отнести нужную книгу.
Найдите в алфавитном каталоге букву, с которой начинается фамилия интересующего вас автора. Найдите его произведения и среди них то, которое вам нужно.
Спросите у библиотекаря, есть ли нужная вам книга в библиотеке.
Пишем статью в школьную стенгазету
Как сделать стенгазету?
Определите в группе, какой теме будет посвящена стенгазета (как помочь животным зимой, спасите птиц или другое).
Решите, какие материалы вы поместите в газету: стихотворения, рассказы, научно-познавательные статьи, справочные материалы.
Распределите, кто какую работу по созданию газеты будет выполнять.
Иллюстратор - делает рисунки для стенгазеты.
Фотограф - фотографирует для стенгазеты, подбирает необходимые фотографии.
Автор - пишет статьи в газету.
Редактор - компонует собранный материал, исправляет ошибки.
Определите, имеется ли у вас достаточно информации для написания статьи "Как помочь животным в зимнее время".
Какие ещё источники информации вы будете использовать?
Как подготовиться к чтению по ролям
Прочитайте текст, который вы выбрали для чтения по ролям.
Определите, кто будет участвовать в этом мини-спектакле.
Решите, что нужно будет передать при чтении (какие чувства, настроения).
Подумайте, как это можно сделать (с помощью голоса, мимики, жеста, интонации).
Попробуйте прочитать. Получилось ли у вас, что вы задумали?
Внесите исправления.
Прочитайте по ролям.
Как рассказать о произведении
Кто автор произведения? Как оно называется?
Кто герои произведения?
Какие моменты запомнились?
Что важного хотел сказать автор?
Понравилось ли произведение или нет?
Что именно понравилось в нём?
Встречались ли другие произведения этого автора вам раньше?
Захотелось ли вам прочитать другие произведения этого писателя?
Как составить план
Прочитайте рассказ. Определите, сколько картин вы представляете в тексте рассказа.
Разделите текст на части в соответствии с выбранными картинами.
В каждой части выделите главные (опорные) слова. Назовите часть текста на основе предложений, выбранных в тексте, или придумайте заголовок сами.
Так же поработайте с другими частями текста.
Проверьте, не повторяются ли заголовки.
Сочиняем рассказ
Подумайте, о чём бы вы хотели рассказать. Какова тема вашего произведения (о маме, весне, зиме, каникулах, празднике, поездке в лес, купании в речке)?
Определите героев вашего рассказа.
Подумайте, какой случай произошёл с вашими героями. Какие поступки они совершили? Объясните их поступки и поведение. Выскажи ваше мнение: кто из героев понравился и почему?
Как написать отзыв
Автор
Название произведения
Жанр (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
Главные герои (описание характера, оценка поступков, речи героев.)
Тема (о чём произведение) и основная мысль (что хотел сказать автор)
Запомнившийся эпизод, впечатление о произведении (что больше всего понравилось, какие события заставили задуматься и о чём, с кем из героев хотелось бы подружиться)
Как сочинить закличку
Ты уже знаешь, что песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.
бабочке, зиме, солнцу, дождю, берёзе, весне, медведю
Подумай, с какой просьбой ты мог бы обратиться, что попросить. Например, у весны можно попросить небо чистое, звонкие капели, птичьи трели, талую водицу, весёлые лица, набухшие почки, первые цветочки.
Как сочинить докучную сказку
Определи слова, которыми начнёшь и закончишь свою сказку.
Подумай, о ком ты будешь рассказывать: о сове, о дятле, о медведе.
Реши, что могло произойти с героями сказки.
Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в ней должна быть неожиданная концовка.
Как описать героя произведения
Определи главного героя, назови его имя.
Опиши его внешность, одежду.
Опиши поступки, которые совершает главный герой.
Ответь на вопросы
Помогает ли ему кто-нибудь?
Может быть, у него есть волшебная палочка или герой – помощник?
Как автор относится к своему герою?
Определи своё отношение к герою.
Учимся рассказывать по картине
Рассмотри внимательно репродукцию картины или иллюстрацию.
Какое впечатление она на тебя произвела? Какие чувства вызвала?
Прочитай название картины, имя и фамилию художника.
Ответь на вопросы
Что изображено на картине (подбери слова для описания)?
Как расположены герои и предметы (композиция)?
Какие цвета и оттенки преобладают?
Какие чувства выразил художник?
Определи своё отношение к произведению.
Как сочинить волшебную сказку
Чтобы сочинить волшебную сказку, нужно вспомнить всё, о чём мы знаем:
особенности волшебной сказки;
построение сказки (присказка, зачин, концовка);
сказочные герои;
сказочные ситуации;
волшебные превращения;
сказочные помощники.
Надо решить, где и когда будет происходить действие (в стародавние времена, в современном мире, в будущем). От этого будет много зависеть: описание волшебных ситуаций, внешность героев и волшебных помощников.
Самое главное - это определить характер, внешность, поступки внешних героев.
Все события и сказочные ситуации, которые будут происходить в сказке, надо детально продумать, определить их последовательность, не забывая о троекратных повторах.
Вопросы, которые могут помочь:
Какая беда случилась с героем (колдовство, похищение, преследование)?
Кто и как помогает герою?
Что происходит с героем, с какими врагами он сталкивается? (Надо не забыть о волшебных превращениях)
Чем заканчиваются приключения героя?
Надо определить, от чьего имени будет написана сказка.
Желательно соотнести основную мысль сказки с пословицей или поговоркой.
Учимся пересказывать текст
Прочитать текст, обращая внимание на то, о чём рассказывается в начале,
как развиваются события дальше, чем текст заканчивается.
Мысленно разделить текст на смысловые части (микротемы).
Определить главное в каждой части. Отметить опорные словаили выражения.
Перечитать по частям. Выразить своими словами, что является главным в каждой части.
Рассказать товарищам в классе.
Оценить качество своего пересказа. Найти ошибки, неточности.
Рассказать ещё раз.
Что значит читать текст внимательно
Видеть яркие слова персонажей и автора, создающие картины природы.
Чувствовать слово с разными оттенками. Например, гремят или шумят;
ребята или ребятушки.
Воссоздавать в своём воображении картины, ситуации, которые рисуются с помощью слова.
Определять, с какой целью это слово употреблено в тексте.
Правильно читать слово, передавать мысли и чувства, которые скрыты в нём.
Невредные советы читателям (Григорий Остер)
Поиск
Моя школа
652560 Кемеровская область г. Полысаево ул. Панфёрова, 20 т. 8(38456) 4-33-71 e-mail:pschool17@mail.ru сайт:shkola17pol.ucoz.ru/