Воскресенье, 28.04.2024
Сайт учителя начальных классов
Новости
Меню сайта
Воспитательная работа
Безопасность
Дневник
Наш опрос
Кто Вы, уважаемый посетитель?
Всего ответов: 9

Использование технологии продуктивного чтения на уроках окружающего мира
[ Скачать с сервера (29.9 Kb) ]26.05.2020, 08:09

Цель современного образования  воспитать функционально грамотную личность, способную самостоятельно строить собственную жизнедеятельность. Для этого ребенку необходимо дать возможность быть активным участником образовательного процесса.

В начале своей педагогической деятельности столкнулась с проблемой: «Как организовать  учение с увлечением? Какие методы, формы и приёмы использовать в работе для того, чтобы дети не просто приобретали информацию, но и научились самостоятельно добывать знания?» Ведь ещё Иоганн Вольфганг фон Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и не любит».

Как показывает практика, нелюбовь к чтению и связанные с этим трудности в обучении, следствие того, что ученик не может понять прочитанное. Особенно это актуально сегодня, в век новых технологий, когда важно не только уметь читать, ориентироваться в безграничном потоке информации, но и уметь анализировать и систематизировать её, использовать в повседневной жизни.

Как привить любовь к чтению, научить детей эффективно читать различные тексты? Решение этой проблемы я вижу в использовании  технологии продуктивного чтения. Она настолько универсальна, что может применяться на разных уроках с детьми любого  возраста.

Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

III этап. Работа с текстом после чтения. [1; 6-7]

Рассмотрим более подробно этапы данной технологии на примере уроков окружающего мира. Так в 3 классе изучается тема «В царстве грибов» (УМК «Школа России»).

I этап. Работа с текстом до чтения.

Данный этап предполагает прогнозирование текста. Здесь постоянно прибегаю к приёму «Антиципация».

Чаще всего использую следующие виды антиципации:

  • Прогнозирование по фамилии автора, по названию текста
  • Прогнозирование по иллюстрации.
  • Прогнозирование по пословицам и поговоркам.
  • Прогнозирование по опорным словам.
  • Прогнозирование по эпиграфу к уроку.
  • Прогнозирование по первым строчкам абзацев. [2; 3]

1) Каждый урок окружающего мира, это интересное и незабываемое путешествие, в ходе которого дети узнают много нового и полезного. И этот урок не исключение. Ребят ждёт путешествие в царство. А в какое, они узнают, отгадав загадку.

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.

- Чем интересны грибы?

Работа с иллюстрацией в учебнике [4; 112].

- Изучи по рисунку 1 строение гриба. Выскажи предположение, что изображено на рисунке 2. Проверь себя по тексту учебника (прогнозирование по иллюстрации).

2) На какие две группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные).

- Прочитайте первое предложение [4; 114], предположите, как можно отличить съедобные грибы от несъедобных? (Прогнозирование по первым строчкам абзаца).

 II этап. Работа с текстом во время чтения. 

На этом этапе преобладающими становятся такие приемы, как «диалог с автором», комментированное чтение. В процессе работы совместно с учащимися:

  • Ищем скрытые вопросы
  • Задаём их автору
  • Сами прогнозируем ответы
  • Сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями.
  • Включаем воображение (Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего…?)

Задавая вопросы по ходу чтения, стараюсь максимально вовлечь детей в процесс «вчитывания» в текст, учу вниманию к слову. Тем самым развиваю умение вести диалог с автором текста. Своим ученикам уже в первом классе предлагаю памятку «Во время чтения». Как показала практика, уже к концу 1-го класса ученики овладевают элементами самостоятельного диалога с автором.

Во время чтения чаще всего применяю следующие приёмы прерывания чтения: 

  • рефрен (повтор слов, словосочетаний вслед за ребенком), за которым обязательно следует комментирование;
  • «включение» воображения детей, например, такими словами: «Представляете…», «Увидели?..» «А что было бы, если…?» и др.;
  • формулировка максимально «свернутого», вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: «Догадались, почему?».

Предлагаю проанализировать тексты из учебника окружающий мир 3 класс.

1-ый текст: «Царство грибов».

2-й текст: «Грибы съедобные и несъедобные» (Приложение 1).

III этап. Работа с текстом после чтения.

Предполагает обсуждение прочитанного, соотношение с авторским мнение.

Для себя выделила и постоянно использую следующие приемы:

  • Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
  • Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания).

Виды упражнений, применяемые после чтения на уроках окружающего мира:

  • Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.

- Грибы, которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из…

- Грибница – это…

- Собирая грибы, нужно …. и др.

  • Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что…. Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.

- Как вы понимаете слова «Относиться к грибам нужно бережно!», «Собирая грибы, нужно быть внимательным» и др.

Творческое задание: «Вылепи из пластилина несколько съедобных и несъедобных грибов (возможно распределить па вариантам). Постарайся передать их отличительные признаки».

В заключение хочется отметить, что технология продуктивного чтения способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, повышению грамотности чтения (способности учащихся к осмыслению текстов, использовании их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей).

Приложение

Категория: Методическая копилка | Добавил: volkova-134
Просмотров: 182 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Моя школа

652560
Кемеровская область
г. Полысаево
ул. Панфёрова, 20
т. 8(38456) 4-33-71
e-mail:pschool17@mail.ru
сайт:shkola17pol.ucoz.ru/

Полезные ссылки
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz