Цель современного образования – воспитать функционально грамотную личность, способную самостоятельно строить собственную жизнедеятельность. Для этого ребенку необходимо дать возможность быть активным участником образовательного процесса.
В начале своей педагогической деятельности столкнулась с проблемой: «Как организовать учение с увлечением? Какие методы, формы и приёмы использовать в работе для того, чтобы дети не просто приобретали информацию, но и научились самостоятельно добывать знания?» Ведь ещё Иоганн Вольфганг фон Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и не любит».
Как показывает практика, нелюбовь к чтению и связанные с этим трудности в обучении, следствие того, что ученик не может понять прочитанное. Особенно это актуально сегодня, в век новых технологий, когда важно не только уметь читать, ориентироваться в безграничном потоке информации, но и уметь анализировать и систематизировать её, использовать в повседневной жизни.
Как привить любовь к чтению, научить детей эффективно читать различные тексты? Решение этой проблемы я вижу в использовании технологии продуктивного чтения. Она настолько универсальна, что может применяться на разных уроках с детьми любого возраста.
Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения. [1; 6-7]
Рассмотрим более подробно этапы данной технологии на примере уроков окружающего мира. Так в 3 классе изучается тема «В царстве грибов» (УМК «Школа России»).
I этап. Работа с текстом до чтения.
Данный этап предполагает прогнозирование текста. Здесь постоянно прибегаю к приёму «Антиципация».
Чаще всего использую следующие виды антиципации:
- Прогнозирование по фамилии автора, по названию текста
- Прогнозирование по иллюстрации.
- Прогнозирование по пословицам и поговоркам.
- Прогнозирование по опорным словам.
- Прогнозирование по эпиграфу к уроку.
- Прогнозирование по первым строчкам абзацев. [2; 3]
1) Каждый урок окружающего мира, это интересное и незабываемое путешествие, в ходе которого дети узнают много нового и полезного. И этот урок не исключение. Ребят ждёт путешествие в царство. А в какое, они узнают, отгадав загадку.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.
- Чем интересны грибы?
Работа с иллюстрацией в учебнике [4; 112].
- Изучи по рисунку 1 строение гриба. Выскажи предположение, что изображено на рисунке 2. Проверь себя по тексту учебника (прогнозирование по иллюстрации).
2) На какие две группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные).
- Прочитайте первое предложение [4; 114], предположите, как можно отличить съедобные грибы от несъедобных? (Прогнозирование по первым строчкам абзаца).
II этап. Работа с текстом во время чтения.
На этом этапе преобладающими становятся такие приемы, как «диалог с автором», комментированное чтение. В процессе работы совместно с учащимися:
- Ищем скрытые вопросы
- Задаём их автору
- Сами прогнозируем ответы
- Сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями.
- Включаем воображение (Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего…?)
Задавая вопросы по ходу чтения, стараюсь максимально вовлечь детей в процесс «вчитывания» в текст, учу вниманию к слову. Тем самым развиваю умение вести диалог с автором текста. Своим ученикам уже в первом классе предлагаю памятку «Во время чтения». Как показала практика, уже к концу 1-го класса ученики овладевают элементами самостоятельного диалога с автором.
Во время чтения чаще всего применяю следующие приёмы прерывания чтения:
- рефрен (повтор слов, словосочетаний вслед за ребенком), за которым обязательно следует комментирование;
- «включение» воображения детей, например, такими словами: «Представляете…», «Увидели?..» «А что было бы, если…?» и др.;
- формулировка максимально «свернутого», вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: «Догадались, почему?».
Предлагаю проанализировать тексты из учебника окружающий мир 3 класс.
1-ый текст: «Царство грибов».
2-й текст: «Грибы съедобные и несъедобные» (Приложение 1).
III этап. Работа с текстом после чтения.
Предполагает обсуждение прочитанного, соотношение с авторским мнение.
Для себя выделила и постоянно использую следующие приемы:
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания).
Виды упражнений, применяемые после чтения на уроках окружающего мира:
- Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
- Грибы, которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из…
- Грибница – это…
- Собирая грибы, нужно …. и др.
- Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что…. Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.
- Как вы понимаете слова «Относиться к грибам нужно бережно!», «Собирая грибы, нужно быть внимательным» и др.
Творческое задание: «Вылепи из пластилина несколько съедобных и несъедобных грибов (возможно распределить па вариантам). Постарайся передать их отличительные признаки».
В заключение хочется отметить, что технология продуктивного чтения способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, повышению грамотности чтения (способности учащихся к осмыслению текстов, использовании их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей).
Приложение
|