Вторник, 14.05.2024
Сайт учителя начальных классов
Новости
Меню сайта
Воспитательная работа
Безопасность
Дневник
Наш опрос
По какому УМК вы работаете?
Всего ответов: 5

Родительское собрание «Дети и проблема школьной дисциплины»
[ Скачать с сервера (29.1 Kb) ]18.12.2017, 05:16

Родительское собрание «Дети и проблема школьной дисциплины»

Цель: Интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании личности.

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями поведения детей младшего школьного возраста;
  • Обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;
  • Предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями детей.

Ход собрания

Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников.

В чем конкретно проявляется школьная дисциплина? Прежде всего, она требует от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений. Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе.

Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил поведения в обществе. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:

«Да что вы, он не мог. Мой сын очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым». Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу... Самая распространенная причина – нарушения детьми школьной дисциплины. Как вообще обстоят дела с дисциплиной в нашем классе?

Основные законы поведения.

Закон 1: ученик выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах.

Закон 2: любое поведение ученика подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.

Закон 3: нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами.
Если им неизвестны или недоступны приемлемые способы, то они используют то, что принято называть «нарушением дисциплины» или «плохим поведением»

Привлечение внимания – некоторые ученики выбирают «плохое поведение», чтобы получить внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам – слушать учителя.

Меры экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения внимания.

Уделяйте больше внимания хорошему поведению, нежели плохому.

Минимизируйте внимание:

- игнорируйте плохое поведение (иногда можно просто не обращать внимания на действия ребёнка (например, ребёнок цокает языком), проигнорировать, тогда цель

- привлечение внимания не будет достигнута);

- используйте контакт глазами, (пристально посмотрите на него);

- пошлите ему какой-либо знак, что вы заметили его (кивните, погрозите пальцем, покачайте головой);

- используйте «Я – высказывание»;

- «Я – высказывание состоит из 4 частей (описания плохого поведения, описания ваших чувств, эффекта плохого поведения, просьбы).

Например, «Когда ты качаешься на стуле, меня это раздражает и беспокоит, ведь ты можешь упасть, пожалуйста, перестань!».

Делайте неожиданности: измените голос, говорите тихо, выключите свет, издайте музыкальный звук.

Отвлеките ребёнка, попросите об одолжении, измените деятельность.

Власть – некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Месть – для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят или всему миру.

Меры экстренного педагогического воздействия, когда мотив власть и месть.

Среди мотивов плохого поведения самыми неприятными и сложными являются власть и месть. Конфликт и оскорбительный характер поведения детей «пожирают» нашу энергию, время и нашу уверенность в воспитательных возможностях. Конфликт на базе этих мотивов проходит 3 стадии, подобно извержению вулкана.

1 стадия конфликта – стадия глухих раскатов, когда ребёнок всякими ужимками и мелкими неприятными выходками донимает взрослого, втягивая его в конфликт.

На этой стадии можно избежать конфликта, если:

- признать власть ребёнка (например, «Я знаю, что не могу заставить тебя сделать по- моему»). Признавая, что мы не можем доминировать, мы способствуем возникновению духа кооперации, а не конфронтации (противоборства);

- убрать зрителей (спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала);

- перенести обсуждение вопроса на другое время (если ребёнок провоцирует вас на конфликт, перенесите обсуждение проблемы на другое время, «Мы поговорим с тобой позже»);

- согласиться с ребёнком («Возможно, ты прав»);

- поменять тему разговора;

- быть спокойным, не использовать сарказм, можно использовать неожиданную шутку, для разрядки атмосферы.

Если правильно использовать предложенные техники, конфликта можно избежать, важно всем участникам конфликта «сохранить лицо», избежать скандала. Если конфликт не закончился на 1 стадии, наступает 2 стадия.

2 стадия извержения, когда ребёнок нас достаёт, мы задеты, делаем замечания, в ответ ребёнок кричит, оскорбляет, обвиняет. Самым мудрым здесь будет уйти, или увести скандалиста в другое помещение, убрать зрителей.

3 стадия разрешения, стадия результатов и выводов. Взрослые должны установить санкции.

Санкции – это не наказания, они должны быть соразмерны проступку, созидательны (мы говорим ребёнку о плохом поступке, а не о плохом ребёнке, не сравниваем ребёнка с другими детьми, не обвиняем, не стыдим, не читаем нотаций) Санкции не связанные с проступком становятся наказанием. Наказания не созидательны, они не справедливы, они унижают ребёнка и разрушают его личность.

Например, если ребёнок порвал штаны, пусть сам зашьёт дырку (это санкция), если заставите ещё и выстирать их (это наказание). Пролил суп, пусть протирает пол за собой (это санкция), заставите мыть полы во всём доме (квартире), это уже наказание. Правильно выбранные санкции, имеют огромный эффект, даже если ребёнок говорит, «да мне всё равно, мне плевать!», не обманывайтесь, это не так, урок ребёнком извлечён.

Избегание неудачи – некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Меры экстренного педагогического воздействия, когда мотив избегание неудачи.

1 шаг – помочь ребёнку осознать состоятельность в учении.

- учить ребёнка маленькими шажками, развёрнутыми алгоритмами, позволяющими делать работу безошибочно;

- дополнительная помощь учителя, компетентных взрослых, помощь учеников - репетиторов;

- классы коррекционного обучения.

Таким образом, чтобы грамотно строить своё взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо распознать истинный мотив поступка, что это: привлечение внимания, власть, месть или избегание неудачи, немедленно вмешаться, что бы прекратить выходку, используя меры экстренного педагогического воздействия, и разработать стратегию поддержки для повышения самоуважения ребёнка.

Я провела анкетирование среди учащихся 3 в класса, им были предложены различные формы нарушений дисциплины, а они должны были выбрать те, что характерны для нашего класса:

  • Разговоры школьников на уроках;
  • Опоздание на уроки;
  • Игры с телефоном;
  • Прогулы уроков;
  • Драки;
  • Порча школьного имущества и оборудования;
  • Словесное оскорбление учителя;
  • Игнорирование вопросов учителя, его замечаний;
  • «Игры» различными предметами (бумажками, пуговицами, карандашами, ручками…)

Как показало изучение этого вопроса, главным образом, были выделены следующие формы нарушения школьной дисциплины.

  • 1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины, по мнению самих детей, заняли …………….;
  • 2 место - …………………;
  • 3 место – игры с телефоном;

Назывались также:

  • драки

Данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление.

Также детям нашего класса был предложен вопрос причины нарушений дисциплины (что я делаю «не так») с вариантами ответов:

  • Я никогда не нарушаю дисциплину;
  • Нарушаю – делаю это не специально, случайно;
  • Нарушаю – потому что все так делают, значит и мне можно;
  • Нарушаю – потому что мне скучно, неинтересно на уроках;
  • Нарушаю – по-другому меня не замечают в классе – не спрашивают, не вызывают к доске…
  • Нарушаю, потому что …………. (свой вариант ответа)

Вот какие результаты после анализа анкетирования получились:

  • Нарушаю – делаю это не специально, случайно – 3 человека;
  • Нарушаю – потому что все так делают, значит и мне можно- 2 человека;

Некоторые решили предложить свой вариант ответа:

  • Нарушаю, потому что хочу на перемену;
  • Нарушаю, потому что просто скучно;

В нашем классе…

Большое значение в формировании поведения ребенка принадлежит врожденным особенностям его нервной деятельности. Американские психологи употребляют такую формулировку: «дети с трудным темпераментом». Многим трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно .

  • Поэтому важно искать не столько причины проблем ребенка, сколько оптимальные способы взаимодействия с ним.

Способы взаимодействия:

  • Поощрение «хорошего» поведения (хотя у некоторых детей с проблемами в поведении почему-то возникает обратная реакция – «всё равно я никогда не смогу быть таким…»);
  • Поддержание самоуважения ребенка. Самоуважение формируется, когда ребенок ощущает свою состоятельность в учебной деятельности;
  • поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками;
  • вносит свой вклад в жизнь класса и школы (желающих внести свой вклад у нас очень много – у нас мало равнодушныхдетей – но и это является проблемой – большинство желают быть в центре внимания – в результате чего возникают конфликты).

Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.

А закончить я хочу словами Макаренко «только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное счастливое».

Категория: Методическая копилка | Добавил: volkova-134
Просмотров: 214 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Моя школа

652560
Кемеровская область
г. Полысаево
ул. Панфёрова, 20
т. 8(38456) 4-33-71
e-mail:pschool17@mail.ru
сайт:shkola17pol.ucoz.ru/

Полезные ссылки
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz