Брейн-ринг по пожарной безопасности
Тема: «Пожарным можешь ты не быть, но правила пожарной безопасности знать обязан»
Цель: выявить уровень умений, знаний и действий детей в условиях чрезвычайных ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
1.Содействовать формированию у детей понятия «пожарная безопасность»;
2. Расширить представления об огне;
3. Обсудить причины, по которым происходят пожары.
Развивающие:
Развивать речь учащихся, наблюдательность, познавательные интересы.
Воспитательные:
Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, чувство гордости за людей профессии пожарного, бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: музыкальное сопровождение, фотография Прометея, кроссворд для каждой команды, игрушечные телефоны для физ. минутки, плакат с пропущенными надписями, грамоты.
Ход мероприятия
I. Орг. момент
Звучит музыкальная композиция.
1 ведущий: Дамы и господа!
Юные повелители мысли!
Знатоки всего и вся!
Я рада приветствовать вас!
- Сегодня здесь собрались те, кого волнует будущее нашей страны, кого мы по праву можем назвать интеллектуальной элитой нашего класса.
- Сегодня состоится турнир интеллектуалов, Брейн-ринг.
- Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Здесь правила таковы.
- Ведущий читает вопрос, и команда даёт на него ответ не позднее, чем через 30 секунд после удара гонга.
- Право ответа принадлежит команде, которая первая подаст сигнал.
- В случае фальстарта команда лишается права дать ответ на поставленный вопрос.
- Если ответ правильный, команда получает одно очко, если нет, – вторая команда продолжает обсуждение и по прошествии 30 секунд отвечает (во время ответа первой команды счет прерывается, а затем, если ответ неправильный, продолжается с той же секунды).
– Итак, я желаю командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!
(Музыкальная композиция.)
– Капитаны команд приглашаются для жеребьевки! (за какой стол сесть)
– За красный игровой стол приглашается команда под № 1, за желтый игровой стол – команда под № 2.
II. Введение в тему.
Учитель. Прежде чем я сообщу тему игры, отгадайте загадки.
1) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь.)
2) Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым.)
3) Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть,
как костер. (Спички.)
- Ребята, как вы, наверное, догадались, темой нашей игры будет противопожарная безопасность.
III. Беседа. Как огонь попал к людям.
Учитель.
- Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)
- А знаете ли вы, кто такой Прометей?
Ученик 1.
Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.
Ученик 2.
Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю.
Ученик 3.
С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
IV. Игра «Брейн-ринг»
1 бой: Разминка (Игра "Подскажи словечко")
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил...? (утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками...? (играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над...? (газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег...? (траву)
Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые...? (предметы)
увидел - не зевай И пожарных... (вызывай)
каждый гражданин,
Что их номер... (01)
2 бой: Разгадай кроссворд
Физ. Минутка «Позвони пожарному»
Дети с помощью телефонного аппарата «вызывают» пожарных.
– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло?
Описание. Учащийся «звонит» по телефону в пожарную часть, докладывает диспетчеру пожарной части (службы спасения), что случилось: называет адрес; где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит. Все сведения ученик должен сообщить четко, быстро, без запинок.
3 бой: Ждем ответа
1) Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные
2) Почему пожарная машина красная? (Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня).
3) Как одеваются пожарные? (Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания).
4) Чем опасны пожары? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди).
5) Чем еще опасен пожар, кроме огня? (Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать).
6) Чем можно тушить начинающийся пожар? (Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом).
7) Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? (Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара).
8) От чего бывают пожары? (Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем).
9) Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит).
10) Что надо делать, если в квартире много дыма? (Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком).
11) Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения).
12) Чем опасна печь в доме? (В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом).
4 бой: И в сказках бывает…
Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите! (К.Чуковский «Путаница»)
Вдруг заголосили:
"Пожар! Горим! Горим!”
С треском, щелканьем и громом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом. (С. Маршак «Кошкин дом»)
«… И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал…» (Шарль Перро «Спящая красавица»)
«… В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру…» (Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч»)
5 бой: Найди пару
(Предлагается «подписать» картинки на плакате «Правила противопожарной безопасности»)
V. Подведение итогов
Учитель.
- Пожары – это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель
людей и уничтожение материальных ценностей. Причиной возникновения пожаров
является неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, самовозгорание сухой растительности и торфа, возгорание от электрического разряда молнии.
- За последние 20 лет ЧС с пожарами резко участились. Особую тревогу вызывают случаи пожаров в образовательных учреждениях, гибель детей. В связи с этим каждый из нас должен овладеть четкими, квалифицированными действиями в случае пожара.
Помни! Сигнал тревоги в школе – 2 коротких звонка и один бесконечный!
Учитель: Ваши действия по конкретно сложившейся обстановке при пожаре заключаются в следующем:
1. Услышав звонок, прекратить занятия и под руководством учителя организованно, без паники, покинуть здание школы через эвакуационные выходы. Собраться на месте сбора всей школы – стадионе, обязательно подойти к тому учителю, чей урок был во время звучания сигнала тревоги. Произвести перекличку.
2. Если загорелась одежда, надо лечь и путем перекатывания сбить пламя, нельзя бежать, а увидев человека в горящей одежде накрыть его покрывалом и плотно прижать.
VI. Награждение.
|