Игра-путешествие «Аркадий Паровозов и страна безопасности»
Цель: Формирование у обучающихся навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- прививать обучающимся навыки безопасного поведения на дорогах;
- обеспечивать сохранность здоровья и жизни детей путём приобретения ими элементарных навыков поведения в ЧС.
- Воспитывать у детей потребность в формировании ЗОЖ. Развивать их внимание, речь, мышление.
Оборудование: письмо, карта, острова, набор дорожных знаков (для каждой команды), разрезанные дорожные знаки, альбомные листы, клей, люминесцентная лента, игрушечные машинки, 4 ромашки (3пустых, 1 готовая), «полянка»,
Музыкальное оформление: песня из мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Если с другом вышел в путь», фрагмент из мультфильма «Кошкин дом», «Крепче за баранку…», «Если хочешь быть здоров, закаляйся»
Ход мероприятия
(Звучит песня «Начальная»)
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Начинаем наше занятие. Ребята, посмотрите, кто-то листочек обронил, Полина, подними, пожалуйста. (На листе фото Аркадия Паровозова). Ребята, кто это?
- А кто он такой?
- Кого он все время спасает? (Звучит музыка из мультфильма. В это время учитель переодевается в Аркадия Паровозова)
А.П.: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я хотел бы пригласить вас отправиться в удивительное путешествие по моей стране. Стране, которой нет на карте. Но она знакома каждому из вас. Называется она Страна Безопасности. Но чтобы туда попасть, необходимо преодолеть некоторые препятствия и пройти сложные испытания. Ребята, вы не боитесь трудностей? Тогда в путь!
А.П.: А чтобы было интереснее путешествовать, мы с вами разделимся на три команды. (Проводится жеребьёвка)
Класс делится на три команды.
Участники одеты соответственно названиям их команды:
1. «Пожарные»
С огнём бороться мы должны
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? Пожарные!
2. «Скорая помощь»
Друг дорогой, ты помни всегда:
Если нежданно случится беда
Взрослым и детям примчится на помощь
Наша команда «Скорая помощь»
3. «Светофор»
Светофор и знак дорожный –
Компас взрослых и ребят.
Выполняем непреложно все,
что знаки говорят!
(Звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь». Дети встают с мест, маршируют на месте. Музыка стихает, дети садятся на места). Включается фрагмент из мультфильма «Кошкин дом».
А.П.: Вот мы и попали на первый остров под названием «Огонёк». Ребята. Давайте попробуем разобраться, когда же огонь может стать человеку врагом? В руках у меня такая маленькая, но очень опасная вещь. Что это?
– Спичка.
А какое зло может причинить эта крошечная спичка?
(ответы детей)
Правильно, ребята. Спички могут быть нашими друзьями. А могут стать злейшими врагами. Из-за одной маленькой спички может вспыхнуть большой пожар.
А кто мне ответит, что нужно сделать для того, чтобы потушить пожар? Кого надо вызвать?
– Пожарных, МЧС.
А.П.: Кто расскажет всем, как это сделать?
(позвонить по телефону 01, сказать о том, что горит и по какому адресу). Давайте с вами потренируемся. Приглашаю по два участника от каждой команды. Ребята, сегодня вы ненадолго станете пострадавшими от пожара и работниками МЧС. Тренировочная игра. Один ребёнок набирает номер телефона – О1, затем четко называют свой точный адрес, что горит и кто звонит.
Другой участник, работник пожарной охраны, собирается на вызов. А пожарный шланг не подготовлен. Он должен быстро и аккуратно смотать пожарный шланг и отправиться на вызов. (Конкурс «Кто быстрее». Представитель каждой команды скручивает в рулончик 3 метра размотавшегося медицинского бинта).
Подведение итогов, вручение жетона о прохождении испытания.
А.П.: А теперь ещё раз вспомним телефон пожарной охраны:
Если что-то загорится,
Если что-то задымится,
Мы все вместе, как один
Позвоним по …
Номер телефона вы запомнили, а вот я хотела бы проверить, ваши знания правил пожарной безопасности. Слушайте внимательно. Если речь идет о вас, говорите «Это я, это я, это все мои друзья». Не ошибётесь, пойдёте дальше в Страну Безопасности.
Кто, почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре?
Кто из вас, почуяв дым,
Говорит: «Пожар! Горим!»
Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днём?
Кто костёр не зажигает
И другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
Признавайтесь-ка мне в том,
Кто из вас шалит с огнём?
А.П.: Молодцы, ребята. Справились с испытаниями на этом острове. Отправляемся дальше. (Звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь» Дети встают с мест, маршируют на месте. Музыка стихает, дети садятся на места).
А.П.: А вот и второй остров на нашем пути. Посмотрите, какого он цвета и на что похож?
- Он голубого цвета. Похож на каплю.
- Кто догадался, что это за остров?
- Правильно – это остров «Капелька».
А.П.: Вода – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные, лишенные воды, быстро погибают. Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но бывают ситуации, когда вода может стать для человека врагом. В каких случаях это может быть?
- Если произошло наводнение. Когда нас заливают соседи сверху. Если мы купались и начали тонуть.
А.П.: Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек, прудов, озер, морей. В какое время года вы чаще всего стремитесь к водоемам?
( Летом и зимой.)
- Почему летом?
(летом жарко и хочется искупаться, поплавать на чем-нибудь.)
- Для чего вы идете к водоему зимой?
(Покататься на коньках.)
- Чтобы не испортить себе отдых, надо соблюдать определенные правила безопасного поведения на воде.
- Какие правила вы можете сформулировать?
А.П.: А кто мне поможет назвать профессию людей, которые занимаются спасением людей на воде? (спасатели)
- Вот и я вам предлагаю побывать в роли спасателей. Приглашаю одного участника от каждой команды. Вы спасатели, которые должны привести в чувство пострадавшего. (Конкурс «Искусственное дыхание»)
А.П.: Все мы с вами любим ходить по городу, гулять во дворе. Но чтобы не мешать движению машин, не мешать друг другу и не создавать аварийных ситуаций, нужно соблюдать специальные правила. Как они называются, ребята? (Ответ детей хором: правила дорожного движения). Правильно, дети.
А.П.: Представьте, что вы водители. Взяли в руки руль, поехали!
(Звучит вступление песни «Крепче за баранку держись, шофёр». Дети изображают езду на автомобиле. Музыка стихает, появляется остров Дорожный знак.)
А.П.: Сейчас мы с вами проверим, как вы знаете правила дорожного движения
- Ребята, я вам буду читать стихотворение, а вы называйте тот дорожный знак, о котором пойдет речь, найти его среди всех знаков и высоко поднять вверх.
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведёт
Пешеходный (переход)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно!
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят (дети)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя.
Можно ехать знайте, дети,
Только на (велосипеде).
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел, и вижу пункт
Медицинской (помощи).
Что мне делать?
Как мне быть?
Надо срочно позвонить!
Должен знать и ты, и он
В этом месте (телефон).
А.П.: Молодцы, ребята.
Знаки важные дорожные –
Компас взрослых и ребят.
Дети! Будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!
Выполняйте непреложно всё,
что знаки говорят!
А.П.: Ребята, пока вы работали со знаками, на этом острове случилась беда. Кто-то разрезал дорожные знаки. Движение на острове остановилось. Давайте поможем ребята, ребята, соберём знаки, наклеим их на лист ватмана и расскажем об их роли на дороге.
(игра «Собери знак»)
А.П.: Ребята, кто является участником дорожного движения?
– пешеход и водитель.
А.П.: Следующее испытание для «водителей». Хотите стать водителями? (вызывает по 3 человека из каждой команды)
Водитель должен умело управлять автомобилем. Устанавливаю ворота, ширина которых 20 сантиметров. Участники, в руках которых по 1 игрушечному автомобилю, становятся от ворот на расстоянии 2 метра. Нужно пустить машинку так, чтобы она проехала через установленные ворота. У каждого человека по 2 попытки. А ну, водители, покажите своё мастерство!
(Конкурс «Попади в цель»)
А.П.: В будущем вы будете хорошими водителями. А вот что является залогом хорошего пешехода? Правильно! Главное, быть бдительным на дороге. Сейчас используют светоотражающие элементы. Где их можно прикрепить? Вот и сейчас мы с вами проведём мини-акцию «Пешеход, стань заметнее!». Я вам раздаю люминесцентную ленту, ножницы, а вы должны создать костюм заметного пешехода. (Под музыку ребята выполняют задания).
А.П.: Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву назвать букварем.
Вот она, азбука – над мостовой
Знаки развешаны над головой.
Азбуку города помни всегда.
Чтоб не случилась с тобою беда.
Если б правила движенья
Выполняли все вокруг,
Ни к чему тогда волненья,
Помни это, юный друг!
(Звучит песня «Если хочешь быть здоров»)
А.П.: Добро пожаловать на остров «Здоровья». Ребята, скажите, с чего у каждого человека должен начинаться каждый день?
(– С зарядки.)
– Правильно.
Сейчас я предлагаю вам выполнить со мной небольшую физкультминутку, показать свою ловкость и внимание.
(Выполняем в ускоренном темпе 3-4 раза)
Здоровье (приставили руки ладошками к груди)
В порядке (показали обеими руками знак ОК)
Спасибо (подпрыгнули, хлопок над головой)
Зарядке (руки в стороны)
А.П.: Хорошо, а теперь покажите свою смекалку. Отгадайте мои загадки. За правильный ответ команда получит жетон.
(загадывает в порядке очередности)
- Целых 25 зубков для кудрей и хохолков
И под каждым под зубком лягут волосы рядком (расчёска)
- Гладко, душисто, моет чисто (мыло)
- И языка нет, а правду скажет (зеркало)
- Белые силачи рубят калачи (зубы)
- Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю (носовой платок)
- Костяная спинка, жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит и усердно служит (зубная щётка).
А.П.: А сейчас, ребята, вы поможете мне вырастить волшебную поляну ромашек. Ромашка – это лекарственное растение. Его используют для лечения простудных заболеваний. Каждой команде я раздам ромашку с пятью лепестками, на которых вы в течение минуты напишите, что надо делать для того, чтобы сохранить своё здоровье.
(Капитаны читают написанное)
А.П.: Итак, ребята, мы с вами обобщим на нашей общей ромашке, что надо сделать для сохранения своего здоровья? (Вывешивает заранее подготовленную ромашку с отрезными лепестками:
- Отказ от вредных привычек
- Правильное питание
- личная гигиена
- занятие спортом
- положительные эмоции
А.П.: А теперь, ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Исполним песню «Улыбка».
А.П.: Вот и добрались мы с вами до нашего острова под названием «Страна Безопасности». Я увидел, что вы хорошо знаете правила безопасности. Но запомните: их надо не только хорошо знать, но и обязательно соблюдать! Потому что, всё возможно, всё бывает так сказать. Мимо ваших, мимо окон я могу не пролетать!
Желаю вам, ребята, быть всегда здоровыми, сильными, веселыми и защищенными от всех неприятностей!
|