Мастер-класс
«Использование технологии продуктивного чтения на уроках окружающего мира»
Цель современного образования – вырастить функционально грамотную личность, способную самостоятельно строить собственную жизнедеятельность. Для этого ребенку нужно дать возможность стать активным участником процесса обучения.
В начале своей педагогической деятельности столкнулась с проблемой: «Как обеспечить учение с увлечением? Какие методы и приёмы использовать в работе для того, чтобы дети не просто усваивали информацию, но и научились самостоятельно получать знания?» Ведь ещё Иоганн Вольфганг фон Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и не любит».
Как показывает практика, нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное. Особенно это актуально в век новых технологий, когда важно не только уметь читать, ориентироваться в большом потоке информации, но и уметь анализировать её и использовать в жизни.
Как научить наших детей эффективно читать разные тексты? Решение этой проблемы я вижу в технологии продуктивного чтения. Она универсальна и может применяться на различных уроках с детьми разного возраста.
Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
Рассмотрим более подробно этапы технологии продуктивного чтения на примере урока окружающего мира в 3 классе по теме «В царстве грибов» (УМК «Школа России»).
I этап. Работа с текстом до чтения.
Постоянно использую приём «Антиципация» (прогнозирование содержания текста)
Чаще всего использую следующие виды антиципации:
- Прогнозирование по фамилии автора, по названию произведения
- Прогнозирование по иллюстрации.
- Прогнозирование по пословицам и поговоркам.
- Прогнозирование по ключевым словам.
- Прогнозирование по эпиграфу к уроку.
- Прогнозирование по первым строчкам абзацев.
1) Каждый урок окружающего мира, это новое незабываемое путешествие, в ходе которого дети узнают много новых и интересных фактов из жизни живой и неживой природы. И этот урок не исключение. Ребят ждёт путешествие в царство. А в какое, они узнают, отгадав загадку.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.
- Чем интересны грибы?
Работа с иллюстрацией в учебнике (стр. 112).
- Изучи по рисунку 1 строение гриба. Выскажи предположение, что изображено на рисунке 2. Проверь себя по тексту учебника (прогнозирование по иллюстрации).
2) На какие две группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные).
- Прочитайте первое предложение (стр. 114), предположите, как можно отличить съедобные грибы от несъедобных? (Прогнозирование по первым строчкам абзаца).
II этап. Работа с текстом во время чтения.
В процессе «диалога с автором» и комментированного чтения:
- Ищем скрытые вопросы
- Задаём их автору
- Сами прогнозируем ответы
- Сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями.
- Включать воображение
- Чем это можно объяснить?
- Что из этого следует?
- Что сейчас случится?
- Почему именно так…?
- Для чего…?
Задавая вопросы по ходу чтения, стараюсь максимально вовлечь детей в процесс «вчитывания» в текст, учу вниманию к слову. Тем самым развиваю умение вести диалог с автором текста. Своим ученикам уже в первом классе предлагаю памятку. (Приложение 1) Как показала практика, уже к концу первого класса ученики овладевают элементами самостоятельного диалога с автором.
Во время чтения чаще всего применяю следующие приёмы прерывания чтения обучающихся:
- рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;
- «включение» воображения детей, например, такими словами: «Представьте себе…», «Увидели?...», «Представили?...»;
- формулировка максимально «свернутого», «сжатого» вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: «Догадались, почему?».
Проанализируем тексты из учебника окружающий мир 3 класс.
1-ый текст: «Царство грибов».
Царство грибов очень разнообразно. Учёными известно около 100 тысяч видов этих самых организмов. (Представьте себе, это только изучено около 100 тысяч. Их так много, что на каждый вид растений приходится 6 видов грибов, при самом приблизительном подсчёте получается, что грибов около 2 миллионов видов.)
Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землёй от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба (подземная часть гриба – как у растений корни). Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.
Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями (см. рис. 2). (В.: Какая, на ваш взгляд, связь между грибами и деревьями?) Нити грибницы срастаются с деревьями и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свет. Так грибы и деревья помогают друг другу. (О.)
А ещё грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные. Грибы – богатство леса. (Догадались почему?) Относись к ним бережно! Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране. [1; 112-113]
2-й текст: «Грибы съедобные и несъедобные».
Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи, поэтому детям собирать грибы можно только со взрослыми. Сравним и научимся различать съедобные и несъедобные грибы.
1. Белый гриб. Шляпка снизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки, мякоть на срезе остаётся белой. Съедобный гриб. (Что значит «на срезе»?)
Жёлтый гриб (ложный белый). Шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде чёрной сеточки, мякоть на срезе розовеет. Не ядовитый, но очень горький!
2. Опёнок осенний. Шляпка снизу желтовато-белая с тёмными пятнышками, на ножке кольцо, мякоть белая с приятным запахом. Съедобный гриб. (Представьте себе, на одном пне можно собрать целый мешок этих грибов)
Ложноопёнок кирпично-красный. Шляпка снизу тёмная, на ножке кольца нет, мякоть желтоватая с неприятным запахом. Ядовитый гриб!
3. Шампиньон. Шляпка снизу розовая или фиолетовая, внизу на ножке нет мешочка. Съедобный гриб.
Бледная поганка. Шляпка внизу белая, на ножке внизу разорванный мешочек. Смертельно ядовитый гриб! (Представьте себе, всего 1/3 гриба достаточно взрослому человеку, чтобы получить смертельную дозу яда. Ни один способ приготовления не убивают яд из гриба и не делают его слабее).
Как собирать грибы.
1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. (Догадались почему?) Ведь среди грибов немало ядовитых.
2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. (В.: Как вы думаете, чем опасны такие грибы?) В них накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия. [1; 114-115]
III этап. Работа с текстом после чтения.
Для себя выделила следующие приёмы:
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Виды упражнений, применяемые после чтения на уроках окружающего мира:
- Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
- Грибы, которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из…
- Собирая грибы, нужно ….
- Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.
- Как вы понимаете слова «Относиться к грибам нужно бережно!»
Творческое задание: «Вылепи из пластилина несколько съедобных и несъедобных грибов. Постарайся передать их отличительные признаки».
В заключение могу сказать, что технология продуктивного чтения способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, повышению грамотности чтения – способности учащихся к осмыслению текстов, использовании их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей.
Приложение 1
Памятка «Во время чтения»
Прочитай текст, ведя диалог с автором с помощью знаков подсказок:
В – вопрос (найди, задай вопрос автору текста);
О – ответ (спрогнозируй ответ на этот вопрос);
П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста).
|