Тема «Рефлексия как неотъемлемый аспект формирования УУД»
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся на уроках.
Задачи:
- познакомить коллег с понятием «рефлексия»;
- дать представление о классификации рефлексии;
- показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
Оборудование: презентация в программе Microsoft PowerPoint, листочки для приёма «Корзина идей», музыка для релаксации, иллюстрации чемодана, мясорубки, корзины, звёздочки.
Ход мастер-класса
1. Организационный этап
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно Вас видеть, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие. Эпиграфом моего выступления являются слова Рене Декарта.
Вначале нашего занятия я попрошу вас оценить собственное эмоциональное состояние. Выберите, остановите свой взгляд на том смайлике, цвет которого вам наиболее импонирует. А теперь оцените своё состояние. Это методика Макса Люшера «Настроение-цвет». Каждый цвет спектра является условным знаком определённого настроения.
2. Раскрытие темы мастер-класса
В структуре современного урока рефлексия является обязательным этапом урока.
А вот что такое «рефлексия»? Послушаем участников нашего мастер-класса. Спасибо.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
- какой вклад в общее дело он может внести;
- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
На уроках важно не просто использовать рефлексию, как самоанализ или самооценку, важно связать ее непосредственно с темой урока.
Исходя из функций, рефлексию можно классифицировать следующим образом:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
2. Рефлексия содержания учебного материала
3. Рефлексия деятельности
В своей деятельности я использую разные виды рефлексии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Её целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.
В качестве такой рефлексии можно применять следующие приёмы:
- Карточки с изображением лица (грустного, веселого);
- Показ большого пальца вверх или вниз;
- “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось;
- “Радостный персонаж” – всё хорошо, “грустный персонаж” – грустно;
- Светофор;
- «Острова»;
- «Маятник настроения» - отображает настроение ребёнка;
- Цветовое изображение настроения (у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная);
- Приём «Букет настроения»;
- Приём «Дерево чувств»;
- Настроение – цвет (проводилось в начале мастер-класса);
- «Релаксация;
«Острова»
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся.
- На какой части карты Вы бы нарисовали свой кораблик?
Рефлексия содержания учебного материала
Её целесообразно проводить в конце урока. Цель такой рефлексии: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала.
В качестве такой рефлексии можно применять следующие приёмы:
- Метод «плюс – минус - интересно»;
- Приём «незаконченное предложение»;
- Приём выбора афоризма или пословицы;
- «Лист самоконтроля» - ведется на протяжении всего урока.
- «Карта рефлексии урока»;
- «Пятёрочка»;
- Синквейн;
- Акрослово. Например, опишите с помощью эпитетов образ «успеха», начинающийся на каждую букву слова.
Рефлексия деятельности
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
Можно применять:
- «Лесенка успеха»;
- Метод «Благодарю»;
- «Дерево успеха»;
- «Наряди ёлочку»;
- «Поезд»;
- «Поляна»;
- «Корзина идей»;
- Смайлики;
- «Лист самооценки»;
- Техника «рефлексивная мишень;
- Метод «Анкета»;
- «Чемодан, мясорубка, корзина» и другие.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы.
Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
- Запишите мнение о моём мастер-классе, и поместите в корзину.
- Зачитаем несколько высказываний.
- Спасибо, коллеги, за ваши высказывания.
3. Итог мастер-класса
Подводя итог своего мастер-класса, предлагаю Вам приём рефлексии – это «Чемодан, мясорубка, корзина».
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
- Прикрепите звёздочки на соответствующем предмете.
«Релаксация» (под музыку). Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего мастер-класса.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и активны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
|