№ п/п
(название этапа урока)
|
Деятельность учителя
|
Задания для учащихся
|
СЛАЙДЫ
|
1. Организационно-мотивационный.
Выход на тему и цель
|
– Добрый день, ребята!
Прошлым летом я отдыхала на море и после шторма нашла на берегу удивительный сосуд, а внутри него – КАРТУ.
Посмотрите на неё. Что вы видите? (Острова)
Верно, какие-то незнакомые, таинственные острова.
Разобраться с их первой загадкой нам поможет игра «Четвёртое ЛИШНЕЕ»:
прочитайте слова, найдите «лишнее» и объясните свой выбор («Лишние» слова образованы ДРУГИМ СПОСОБОМ.)
Подсказки:
- А если внимательно посмотреть на состав слова? Из каких частей состоят слова?
– Что можно сказать о способе образования этих слов?
– Глядя на карту, сформулируйте ТЕМУ урока.
(«Способы образования СЛОВ»)
Каких именно слов? Конечно, ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
– Как вы думаете, какой будет ЦЕЛЬ нашего путешествия?
|
Приветствуют учителя.
Остров 1:
|
Остров 2:
|
Моряк
Волна
Кораблик
Солнышко
|
Рассвет
Познание
Погода
Неправда
|
Остров 3:
|
Остров 4:
|
Подводник
Походка
Насмешка
Налим
|
Мореход
Плот
Водопад
Пароход
|
Определяют ТЕМУ – «Способы образования СЛОВ»
Формулируют ЦЕЛЬ –
«Будем учиться образовывать имена существительные РАЗНЫМИ способами»
|
Слайд № 1 –
КАРТА, на ней 4 «острова»
(пока «пустые»)
СЛАЙД № 1 – на каждом острове все 4 слова появляются вместе по ЩЕЛЧКУ;
после определения детьми СПОСОБА ОБРАЗОВАНИЯ слов появляется НАЗВАНИЕ острова)
На слайде № 1
«возникает» ТОЧНАЯ тема
«Способы образования имён существительных»
|
2. Приглашение в путешествие, фиксация темы
|
– Итак, приглашаю вас в путешествие по загадочному МОРЮ «Имя существительное».
У каждого из вас есть «ЖУРНАЛ МОРЕХОДА», мы будем работать в нём весь урок.
Заполните ТИТУЛЬНЫЙ лист.
Откройте Журнал и запишите ТЕМУ.
|
Заполняют ТИТУЛ (фамилия, имя)
Фиксируют ТЕМУ в «Журнале»
|
|
3. Первая РЕФЛЕКСИЯ
|
– ОЦЕНИВАТЬ свою работу на уроке вы будете с помощью лучиков:
если вы правильно нашли лишние слова на каждом из четырёх островов, дорисуйте 3 желтых лучика к солнцу в вашем Журнале,
если были затруднения или ошибки – 2 луча.
|
Оценивают свою работу.
|
|
4. Организация РАБОТЫ
в ГРУППАХ
|
– Чтобы наше путешествие было успешным, предлагаю каждой группе отправиться на СВОЙ остров!
После шторма на берегах островов остались только ОБЛОМКИ слов. Я их собрала и сложила в конверты, они у вас на столах.
Составьте слова из обломков, а затем ИЗУЧИТЕ путь образования этих имён существительных. Работайте по алгоритму, он тоже в конверте.
|
На листе А4
(для каждой «шлюпки»):
Алгоритм
1. - Составьте из «обломков» слова, - приклейте их на лист;
- ВЫДЕЛИТЕ фломастером ту часть слова, при помощи которой образованы слова;
- ЗАПИШИТЕ полученные слова, при необходимости добавьте окончания.
2. На морской карте
- НАЙДИТЕ путь образования «своих» слов; ВЫДЕЛИТЕ его фломастером;
- ВЫБЕРИТЕ и ВКЛЕЙТЕ часть слова, при помощи которой образованы имена существительные;.
3. ВЫБЕРИТЕ, кто будет выступать от вашей группы;
– ПОДГОТОВЬТЕ выступление по вопросам:
1) при помощи какой части слова образованы «ваши» имена существительные;
2) как называется этот способ словообразования.
|
|
|
|
|
Проектор ВЫКЛЮЧИТЬ
на время работы детей
|
5. Работа
в ГРУППАХ
|
Учитель модерирует работу групп (перемещается между столами, поясняет непонятное, корректирует работу, особенно подготовку «выступления»)
+ Готовит ПРОЕКТОР для ФИЗМИНУТКИ
Звучит ГОНГ, сигнализирующий
об окончании работы в группах.
|
Дети выполняют задания
по алгоритму.
|
ВКЛЮЧИТЬ проектор!!!
|
- Физминутка
|
– Обитатели наших чудесных островов приглашают нас немного повеселиться.
«Чунга-Чанга» (31 сек.)
Учитель ДВИГАЕТСЯ, поддерживая активность детей!!!
|
|
СЛАЙД № 2 –
физминутка «Чунга-Чанга»
|
7. Афиширование результатов деятельности в группах
|
Приглашаю выступающего от первой группы (РОЗОВАЯ) представить результаты работы.
Установка:
– Внимательно выслушайте выступления юных исследователей с других островов. Их открытия очень важны, мы будем описывать их в Журнале морехода.
Далее выступают:
2 – ЖЁЛТАЯ,
3 – ЗЕЛЁНАЯ,
4 – СИНЯЯ.
– Оцените свою работу в группе. Если активно участвовали в работе, нарисуйте 3 лучика, если что-то не получалось, то 2 лучика.
|
Представители от каждой группы по очереди ВЫХОДЯТ к доске, ПРИКРЕПЛЯЮТ свои «наработки» (по два листа А4) и Рассказывают о «своём» способе словообразования имен существительных.
После каждого выступления ВСЕ делают записи в «Журналах» (по заготовкам)
Оценивают работу (ЛУЧИКИ –
за свой вклад в работу группы)
|
|
8. Подведение итогов
|
– Итак, наше путешествие по островам в Море имён существительных завершается.
Посмотрите в свои «Журналы морехода».
Чему мы научились? (Образовывать имена существительные разными способами и ОПРЕДЕЛЯТЬ способ их образования.)
|
Анализируют свои «научные» записи и «оценки»
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
– Давайте запустим ваши шлюпки в безбрежный Океан ЗНАНИЙ!
Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, у кого на солнышке 5 или 6 лучиков, поместите свой кораблик в спокойное море, а у кого возникли затруднения – в бушующее море. Используйте клей, который есть на ваших столах.
Итак, первая группа…
ИТОГ по Морю РЕФЛЕКСИИ.
– Спасибо вам за работу!
– Я была рада совершить с вами это путешествие, желаю вам новых открытий.
|
Прикрепляет на доску СПОКОЙНОЕ и БУРНОЕ море – дети выходят по группам и прикрепляют свои жетоны-«шлюпки».
|
|